Главная » Статьи » Мои статьи

Безопасные ошибки в спорте

  Безопасное пространство для ошибок

необходимо давать ребёнку пространство для относительно безопасных ошибок, для опыта, на котором он будет учиться, для экспериментов. Важно не только говорить юному спортсмену на словах, что ошибаться – это нормально, что он может ошибаться, что исправлять ошибки – это интересно и совсем не стыдно. Важнее ваша непосредственная реакция на ошибку. 

Присутствовать рядом с ошибками своего ребёнка чрезвычайно трудно. Ведь мы-то уже знаем, как правильно!!! Мы знаем короткую дорогу к успеху!!! Сами-то мы, как правило, шли длинной дорогой и учились на ошибках. Но ребёнка стараемся провести короткой. 
Возьмём, опять, для примера, развитие качества организованности.
Нередко родители говорят, например, «Как же я могу доверить ему собираться самому на тренировку, если он обязательно что-то забудет?» - Да, забудет. И ему придётся как-то пережить дискомфорт, или вообще пропустить часть тренировочной работы, если забыта ключевая вещь. Или у кого-то просить запасную вещь. Это и называется – справляться с последствиями своей ошибки. И усвоить на эмоциональном уровне, что да, он компетентен справиться с ошибкой и, следовательно, ошибаться не страшно, но вообще-то проще немного напрячь своё внимание, что бы не допустить ошибку, чем разгребать последствия. Возможно, для усвоения, придётся пройти через это не один раз. 
А задача родителей – спокойно рядом с этим присутствовать. «Да, забыл. Жаль. Что будешь делать? Подумай, как можно решить эту ситуацию».
Если ваша реакция говорит спортсмену о недопустимости ошибки, ставит его в стыдное положение – это увеличивает тревогу и напряжение (а, следовательно, и вероятность неудачи) при следующей попытке, или же развивается безразличие в качестве психологической защиты.
Если ваша реакция – немедленно спасти юного человека от последствий его ошибки (срочно подвезти забытую вещь, вытащить из своей сумки запасную, договориться с тренером или другими родителями, что бы дали что-то на замену) – это даёт ему понять, что он некомпетентен, и что другие люди должны решать его проблемы. А так же даёт основание обвинять других в своих ошибках («почему опоздал – мама не разбудила»). Как называются качества, развивающиеся в этих случая – вспомните сами, но это точно не качества чемпиона, не они составляют спортивный характер.
То же самое, в ещё большей степени относится и к непосредственно тренировочной работе. Если вы присутствуете на тренировке (или соревновании) и видите ошибку ребёнка и знаете, что нужно было делать по-другому – вспомните о его праве на ошибку, предоставьте ему самому «разгребать» последствия своих действий. Не нужно стыдить «Тебе же триста раз объясняли и показывали», «Неужели так сложно правильно сделать», «Как ты не понимаешь, если бы ты это сделал – ты выиграл бы!», это не эффективно.
Во всём этом есть одна оговорка – ответственность родителей, и в этом вся драма переживания родительской роли, - определять, какая ошибка относительно безопасна и на ней можно учиться, а какая может быть фатальна. Родительская роль всегда подразумевает риск и только сам родитель вправе определить степень риска, необходимую и достаточную для развития. Когда ваше чадо готово самостоятельно переходить дорогу? Ездить в метро? Отправляться на сборы без сопровождения родителей? Решать чем заниматься? Важно понимать, что некоторый риск будет всегда, любой взрослый так же каждый день рискует своей жизнью, просто выходя на улицу, и вы не сможете предохранить от всех неприятностей в любом случае.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (25.03.2015)
Просмотров: 280 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar