Успехи спортсмена и самооценка родителей: границы.
Есть ещё одна причина, по которой мы болезненно реагируем на ошибки наших юных спортсменов. Их успехи – это наша родительская самооценка. Чем сильнее эта связь, тем сложнее справляться родителю со своими эмоциями.
С одной стороны, да это так, наши дети – результат нашего труда, и мы хотим, что бы этот результат был красив и всем виден.
И вот в этом самом интересном месте, мы начинаем немного запутываться – кто за что отвечает. И картинка нередко рисуется такая, что якобы мы, родители, отвечаем за успехи своего спортсмена, а он, юный спортсмен становится ответственен за имидж родителей, за то, что бы они не чувствовали себя родителями-«лузерами» и родителями-неудачниками. И нужно немалое самообладание, что бы всё-таки отдать «Богу – богово, а кесарю – кесарево».
Для юного спортсмена является совершенно лишней нагрузкой, опять-таки, увеличивающей тревогу и напряжение, переживать, помимо публичности и ответственности спортивного соревнования как такового, ещё и ощущение того, что он может «опозорить» своих родителей. Всё равно, что нести два больших рюкзака вместо одного.
Я рекомендую делать некоторые «искусственные» действия, для того, чтобы регулярно укреплять родительскую самооценку, и делать её более устойчивой и независимой от ситуативного поведения и ситуативных успехов вашего спортсмена. А именно:
1. Назовите 2 своих действия за последнее время, за которые вы можете себя похвалить как родитель. (Не нужно искать особо геройские поступки, подойдут любые мелочи). Подумайте несколько секунд об этих действиях, и заметьте небольшие изменения вашего эмоционального и телесного состояния. Делайте это упражнение минимум раз в неделю, а лучше каждый день.
Если после регулярного выполнения упражнения вы почувствуете, что ваша уверенность перерастает в самоуверенность и самодовольство – добавьте к этому упражнению его вторую часть – называть два своих действия как родителя, которые можно было бы сделать лучше.
Подробнее об этом универсальном приёме – статья «2+,2-».
2. Регулярно выполняйте комплекс упражнений по саморегуляции, (тот же самый, который рекомендуется для юных спортсменов)и, если упражнения вами хорошо освоены, делайте их, когда наблюдаете за тем, что делает, или как тренируется, или как соревнуется ваш ребёнок. Особенно здесь подойдут упражнения, «включающие» опору на своё тело. См. статья «Телесное внимание».
3. Разделите лист бумаги на две колонки и в левой части напишите перечень действий, которые являются вашими родительскими обязанностями, действия, сделать которые можете только вы, и не может ваш ребёнок, это и есть (и только это) ваша сфера ответсвенности. А в правой части напишите действия, сделать которые может только ребёнок, и, следовательно, они вне сферы вашей ответственности и вашего прямого влияния.
И если ваш ребёнок чего-то не делает – либо расслабьтесь, либо смотрите на перечень своей сферы в левой колонке. Периодически вспоминайте этот листочек, при необходимости возвращайтесь к нему. Вы можете предоставить возможность, но вы не можете прожить вместо своего сына или дочери его или её жизнь.
Если вы как родители сделали всё, что могли – это значит, что вы – молодец и умница!!! Но это не значит, что ребёнок обязательно сделает свою часть именно так, как вам хочется. Нет в жизни такого контракта. Он – другой человек и отдельная от вас личность. И даже, если у него что-то не получилось, то всё равно, вы, как родители, – молодец и умница!!! Помните, об этом, это важно
|